КП ОФ-10119/4

Название предмета: 
Игрушка. Медведь в красном колпаке (шляпе)
Автор: 
Шевелев Дмитрий Васильевич
Фонд хранения: 
Материал и техника: 
глина
Размеры: 
7,5х4,5х11 см
Краткое описание: 
Представлено декоративно-стилизованное изображение медведя стоя в статичной позе. Медведь стоит на задних лапах, передние разведены в стороны. Голова поднята, взгляд устремлён вверх. На голове медведя - шляпа с небольшими полями. Спереди изображён фартук, закрывающий грудь и спускающийся ниже пояса. Фигура медведя тёмно-коричневого цвета, фартук по контуру прорисован снежно-белыми линиями. На самом фартуке изображена сетка, составленная из перекрщивающихся снежно-белых и охристых полос. Лапти на нижних конечностях также обозначены охристыми сеточками. Ниже фартука - охристые тонкие полоски-"лучи" на тёмно-коричневом фоне. Шляпа охристо-красного цвета. Глаза, брови, ноздри и уши - снежно-белого цвета. «Медведь» – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства мастеров-гончаров – добрый «хозяюшко леса», символ могущества, пробуждения природы. Часто медведя украшали крестом. В данном случае медведь ассоциируется, прежде всего, с каргопольской "бабой", Берегиней, символизирующей плодородие (предстает в в образах "Мать-сыра земля и "Мать-кормилица"), притягивающей солнечный "жар", столь необходимый для будущего урожая и выживания крестьянских семей, на что указывают золтисто-красные тона в её одежде и магические знаки (кресты, полоски -лучи, пятна и т.д.). Эти символы как бы перешли в одежду данной фигурки медведя (красная шляпа, золотистые полосы - "лучи", проходящие ниже фартука и т.д.).Но медведь выступает одновременно и в роли мужика-сеятеля. Его "сетчатый" (множество крестов) фартук - символизирует засеянное поле (символ "засеянного поля" - крест, ромб с точками ), а широко расставленные передние лапы указывают на то, что медведь-мужик (медведь-сеятель) готов к встрече вешних лучей и своей благородной роли. Мастера-гончары часто перекладывали ряд мужских обчзанносте на медведя (медведь-кузнец, медведь-пахарь, медведь-сеятель и т.д.).