КП ОФ-10119/1

Название предмета: 
Игрушка. Лось
Фонд хранения: 
Материал и техника: 
глина; лепка; обжиг; роспись
Размеры: 
12х10х12см
Краткое описание: 
Представлено стилизованно-декоративное изображение лося (лепка "лесного зверья" - одно из направлений в каргопольской игрушке. Лось изображён стоя в статичной позе. Конечности расставлены, хвост поднят (на конце его малиновое пятно), на голове - рога с четырьма отростками. Игрушка раписана красителями: основной фон белый, копыта, рот и глаза чёрные. На спине и отростках рогов (самая верхняя часть) - зелёные кружочки (голубовато-зелёный оттенок). По бокам туловища и на шее - красные (малиновый оттенок) и синие (васильковый оттенок) чередующиеся полосы (по 8 полос с каждой стороны на боках: 4-ре малиновые и 4-ре синие). На кончиках отростков рогов - синие (васильковые) пятна. А рядом с ними - малиновые чёрточки и голубовато-зелёные округлые пятна по краю лопастей. Середина рогов украшена двумя веточками красного (малиновый) цвета. Веточки расходятся симметрично в противоположные стороны, исходя из одной точки, представленной в виде зелёного пятна. В мифологии лось (как и олень) - символ плодородия, знак неба. Культ лося (оленя), как свидетельствует археология, более древний, чем культ коня. Лось (олень) олицетворяется на Севере с довольствием и благом ("рогато" означало здесь жить в изобилии и богатстве, а древний погребальный обряд требовал, чтобы колесницу влекли именно "рогатые кони"). Разноцветные вертикальне (чередующиеся малиновые и ваильковые) полоски -"лучи" на шее, а также веточки с листиками (растительные мотивы) на лопастях рогов - символы Солнца. А вертикальне полоски на боках фигурки животного - символы вспаханной нивы. В росписи фигурки лося преобладают цвета "зимнего настроения" (зимой цвет росписи глубокий и торжественный): чёрный, белый, синий и малиновый. Возможно, эта роспись сделана в память о Петрове дне, языческом празднике в честь Солнца. Пётр считался в народе надежным покровителем засеянных крестьянских полей. Славянское предание рисует его разъезжающим по небу верхом на олене. С небесных высот Пётр будто бы наблюдал за ростом хлебов. И именно с этого дня наступал один из основных периодов в росте озимых: у ржи заканчивался налив зёрен, и приходила пора их двухнедельного вызревания. «С петрова дня зарница начинает озимый хлеб зарить»,— говорили в народе. Озимая же рожь была основной хлебной культурой в Каргополье. Накануне Петрова дня все собирались на пригорках «караулить солнце»: раскладывали огонь, водили игры, пели, но лишь начинал розоветь горизонт, как взгляды всех устремлялись на небо. В Петрово утро сонце необычайно играет на небе. Оно то блещет разными цветами — голубым, розовым и белым, то засияет всеми цветами сразу так, что и глазам не стерпеть.А после этого праздника наступала для крестьянина жаркая пора — начинались покос и подготовка к озимому севу ржи. А жертвенный олень (на севере, а на юге России закалывали быка) был тесно связанн с этим днем: ведь и его шерсть коричнево-красная, поэтому, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, а также лосям, баранам и коровам ставили на боках большие буро-красные круги либо огненные кресты — знаки солнца. Но, учитывая "зимний" цвет росписи, эта глиняная фигурка лося выглядит именно так. Петров День считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, свидетельствующие о приближении осени. По русским поверьям, в Петров День св. Петр якобы «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не заготавливали трав и растений, не ломали ветки на веники и т.п. Фигурка лося окрашена в разные оттенки трёх цветов, считавшихся во времена язычества цветами жизни: красный (солнце, кровь – жизнетворное начало), зелёный (трава, весна – возрождение жизни) и синий (вода и небо, дарующее дождь – залог плодородия полей).