КП ОФ-10121

Название предмета: 
Игрушка. Коза {корова}
Автор: 
Зоткин Тимфей Никитич
Фонд хранения: 
Материал и техника: 
глина; лепка; обжиг; роспись (штампы)
Размеры: 
13х6х14см
Год создания: 
1970-е годы
Краткое описание: 
Представлено стилизованно-лекоративное изображение коровы. Конечности очень короткие, а шея слишком длинная (характерная особенность абашевской игрушки), рога коровьи по форме. Глаза в виде ямочек (не прокрашены), ноздри тоже в виде ямочек, но прокрашены синим. На шее - ошейник с круглыми золотистыми "налепными" бляшками, на груди - две золотистые "налепные" пуговицы. Золотистым также покрыты копыта, кончики рогов, бляшка на голове, внутренняя часть ушей (больше бронзовый, чем золотистый). Сама фигурка коровы густо-синего цвета с зеленоватым оттенком. Золотистая или бронзовая окраска отдельных деталей фигурки символизирует солнце, а в сочетании с синим цветом обозначает солнечную ясную погоду (солнце на безоблачном небе), так необходимую земледельцу. Свистулька вмонтирована в хвост (кончик не прокрашен). У абашевской игрушки свой оригинальный «характер» и особенная пластика. «Козлик, корова, олень, лев отличаются друг от друга порой лишь моделировкой головы», в данном случае, чтобы отличить этих рогатых животных, неужно смотреть на рога. У представленной фигурки рога явно коровьи, а не козлиные (обычно загнутые назад). Изображение коровы - антипод изображению козы. В легендах коза как нечистое животное противопоставляется корове и овце — чистым и «божьим» созданиям. Коза (козёл) — символ плодородия. В то же время считается животным, имеющим демоническую природу; коза выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. По общеславянскому поверью дьявол появляется в виде козы . Козлиные ноги, рога, уши, борода присутствуют в облике черта, лешего, домового, водяного. В календарных обрядах, связанных с аграрной магией, присутствует ряженая коза. или маска козы. У славян распространены святочные и масленичные обходы с ряженной козой. Русские и украинцы держали в хлеву козла, которого якобы любит домовой (или черт) и потому не вредит лошадям. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даст колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). В Костромской губернии от падежа скота прибивали на дворе козлиную голову. В то время как корова - символ плодородия, материального достатка, для девушек, кормилица в доме. У славян корова — олицетворение богини неба, кормилицы земли, которая своим молоком поит поля; молоко такой коровы — символ благодатного дождя.